Методическая копилка © Ясли-сад №78 г.Минска

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Управление по образованию администрации Заводского района г. Минска

Государственное учреждение образования

"Ясли - сад № 78 г. Минска"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

 

 

Методическая копилка


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ 

  •  Учебная программа дошкольного образования  (формат файла.PDF - размер 2,8 МБ)  скачать или посмотреть
  •  Презентация "Столовый этикет"  (формат файла.Презентация Microsoft PowerPoint 97-2003 (.ppt) - размер 4,85 МБ)  скачать или посмотреть

Многофункциональная дидактическая игра

«Куб безопасности»

 

Цель игры – систематизация представлений детей о правилах безопасного поведения в окружающем, формирование умений внимательно относиться к своему здоровью.

Возрастная адресность: для детей от 4 до 6 лет.

«Куб безопасности» - это набор разнообразных игр, которые размещаются и крепятся на всех гранях куба. Перед началом игры дети сами выбирают понравившуюся грань «Куба безопасности». Игры могут сопровождаться стихами, загадками соответствующими тематике.

 

  1. Игра «Что нужно для пожарного щита?»                      

Цель: формирование представлений о назначении орудий, предназначенных для борьбы с пожаром, закрепление правил пожарной безопасности.

Дидактический материал: силуэты предметов, находящихся на пожарном щите, другие силуэты предметов.

Игровые действия:

  • Выбрать силуэт орудия,
  • Назвать данное орудие,
  • Перечислить его составные части
  • Объяснить его назначение и правила использования.

Ход игры:

Вариант 1.

Играют от 2 до 7 человек. Воспитатель предлагает игрокам выбрать орудие, назвать его, рассказать о назначении и правилах пользования данными предметами, о действиях с этим предметом во время пожара. Если игрок выполняет задание, он помещает предмет на соответствующей грани «Куба безопасности», на определенное место.

Вариант 2.

На грани куба размещены силуэты разных предметов. Воспитатель предлагает игрокам оставить только те предметы, которые входят в наполняемость пожарного щита и объяснить свой выбор.

Вариант 3.

Воспитатель загадывает загадки о предметах, которые размещаются на пожарном щите. Игроки находят отгадки и размещают предметы на грани куба на соответствующее место на пожарном щите.

 

  1. Дидактическая игра «Назови правило дорожного движения»                          

Цель: закрепление правил дорожного движения, формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Дидактический материал: карточки с иллюстрациями правил дорожного движения и стихами.

Игровые действия:

  • Выбрать карточку,
  • Рассмотреть иллюстрацию,
  • Рассказать об изображенной ситуации,
  • Сформулировать соответствующее правило дорожного движения.

Ход игры:

Играют от 2 до 6 детей. Перед детьми разложены карточки изображением вниз. Игроки выбирают карточку, рассматривают иллюстрацию. Затем по очереди рассказывают о проблемной ситуации, изображенной на картинке, формулируют правило дорожного движения в соответствии с изображением. Можно предложить игроку рассказать о последствиях нарушения данного правила.

Вариант 1. Воспитатель читает стихотворный текст, игрок выбирает соответствующую карточку, формулирует правило дорожного движения.

Вариант 2. Игроки делятся на 2 команды. Одна команда называет правило, другая – ищет соответствующую карточку.

  1. Дидактическая игра «Учим дорожные знаки»                                            

                                         

Цель: закрепление представлений о дорожных знаках, формирование умений «читать» дорожную азбуку, применять знаки в игре.

Дидактический материал: силуэт светофора, дорожные знаки.       

Игровые действия:

  • Разделить дорожные знаки по форме,
  • Назвать дорожный знак,
  • Рассказать, что он обозначает,
  • Рассказать, где встречали данный знак.

Ход игры:

Под руководством воспитателя игроки находят и называют знаки сервиса, описывают каждый знак. Затем дети выбирают запрещающие знаки, и рассказывают, что они обозначают.

Вариант 1.

Воспитатель «включает» красный сигнал светофора, игроки ищут запрещающие знаки. Воспитатель «включает» желтый сигнал – игроки ищут предупреждающие знаки. Воспитатель «включает» зеленый сигнал – игроки ищут разрешающие дорожные знаки.

Вариант 2.

Игроки делятся на 2 команды. Игроки одной команды по очереди называют запрещающие знаки, игроки второй команды из показывают. И наоборот.

Вариант 3.

Игроки делятся на 2 команды. Игроки одной команды ищут запрещающие дорожные знаки, игроки другой команды – разрешающие.

Вариант 4.

Для данного варианта потребуется макет «Дорога». Задача для детей – правильно разложить дорожные знаки на макете.

 

  1. Игра «Уроки безопасности»  

Цель: закрепление представлений об опасных для жизни и здоровья ситуациях, умений рассуждать на данную тему, делать логические выводы, умений избегать опасных ситуации в окружающем.

Дидактический материал: сюжетные картинки с изображением с изображением опасного поведения.

Игровые действия:

  • Выбрать карточку,
  • Рассмотреть иллюстрацию,
  • Рассказать, что изображено на карточке,
  • Сформулировать правило безопасности.

Ход игры:

Игрок выбирает карточку с опасной ситуацией и рассказывает, что на ней изображено. Остальные игроки рассуждают над последствиями данной ситуации, формулируют правило безопасного поведения. Воспитатель подводит итог рассуждениям игроков, и читает правило, написанное на карточке.

Вариант 1.

Воспитатель называет правило, а игрок отыскивает картинку, соответствующую названному правилу.

Вариант 2.

Играют 2 команды. Воспитатель показывает карточки по очереди каждой команде. Члены команды, посовещавшись, называет правило безопасного поведения. За правильный ответ – фишка. Побеждает та команда, которая наберет большее количество фишек.

 

  1. Дидактическая игра «Специальный автотранспорт»                              

Цель: закрепление представлений о назначении специального автотранспорта, о внешнем виде автомобилей «Скорая помощь», «Пожарная машина», «Машина дорожно – патрульной службы», «Автомобиль службы газа», формирование знаний о телефонах экстренных служб 101, 112, 102, 103, 104.

Дидактический материал: силуэты специального транспорта, телефонный аппарат.

Ход игры:

Игрок выбирает специальный автомобиль, называет его, рассказывает о его назначении, о чрезвычайных ситуациях, в которых вызывается данная служба спасения. Другие игроки помогают, дополняют.

Вариант 1.

Игроки под руководством воспитателя рассматривают специальные автомобили. Затем воспитатель загадывает загадки о специальном автотранспорте, игроки отгадывают, объясняя свой выбор, называют опасные ситуации, при которых вызывается данный специальный автомобиль и номер службы спасения.

Загадки:

Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной,

Потушим вмиг огонь и жар,

Мы быстры, словно стрелы.   (Пожарная машина)

 

Когда тебе нужно в больницу,

На помощь машина примчится.

Лекарства в ней врач привезет,

От всяких болезней спасет.

Ты номер, конечно же, помнишь:

103 – это…                         (Скорая помощь)

 

На спине моей мигалка:

Сразу видно – я спешу.

Во дворах, подъездах, парках

Я порядок навожу.

Всех бандитов я поймаю

И в участок доставляю.                              (милицейская машина)

 

В доме газовые печки,

Опасайся, друг, утечки!

Запах газа есть в квартире,

Номер службы – 104.                  (автомобиль газовой службы)

 

Вариант 2.

Игроки делятся на 2 команды. Игрок одной команды описывает специальный автомобиль, а игрок второй команды – находит соответствующую картинку и набирает телефон службы спасения.

 

  1. Дидактическая игра «Съедобные, несъедобные грибы»     

                                                

Цель: знакомство детей с основными видами грибов, правилами их сбора, развитие умения описывать грибы (цвет, внешний вид), находить грибы по описанию, воспитание любознательности.

Дидактический материал: карточки с грибами съедобными и несъедобными.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает карточки на полу и приглашает детей в игру:

Вот поляночка лесная,

Здесь съедобные грибы.

Всех в игру я приглашаю

И грибочки называю.

Дети повторяют правила сбора грибов и произносят:

Мы идем сегодня в лес.

В том лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошел

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать

Далее воспитатель читает стихи о грибах, игроки находят нужную картинку, описывают внешний вид гриба. Когда все загадки разгаданы,

У пригорка на дорожке

Гриб стоит на толстой ножке.

От дождя немного влажный,

Белый гриб – большой и важный.

 

До чего же хороши

В красных шляпках крепыши!

Я их рано поутру

Под осиной соберу.     (подосиновик)

 

Под берёзой впереди –

Подберёзовик, гляди,

На высокой стройной ножке…

Ножка в крапинках немножко!

 

Вот красавицы лисички.

Очень дружные сестрички.

Им укрыться не легко.

Видно очень далеко.

 

Находить грибы и ягоды не сложно.

Брать их нужно осторожно.

Хорошо их надо знать,

Что б, отравы не набрать.

 

Хоть наряден он на вид

И красив, но ядовит

Словно красный светофор

В красной шляпе мухомор.

 

Бледнолицые поганки,

Бродят стаей по полянке.

С ними я играть не буду.

Обойду и позабуду.

Вариант 2. «Собери грибы в корзинку».

Для варианта необходимо 2 корзинки. Игроки выбирают и складывают в корзинку съедобные грибы. В конце воспитатель вместе с детьми разбирает корзинку с грибами.

Вариант 3.

Карточки с грибами перемешаны. Воспитатель детей на 2 команды. Перед каждой командой стоит корзина со съедобными и несъедобными грпибами. По команде воспитателя: «Раз – два – три! Несъедобные грибы из корзинки убери!» - команды выбирают и откладывают в сторону несъедобные грибы. В конце игры команды друг у друга проверяют выполненное задание.

Вариант 4.

Карточки с грибами перемешаны. Воспитатель детей на 2 команды. Задание для команд – выбрать и прикрепить грибы на грани. Одна команда прикрепляет на грань ядовитые грибы, другая – съедобные.

Вариант 5. «Интервью».

Карточки с грибами перемешаны. Игроки сидят на стульях. У воспитателя микрофон. Он задает игрокам вопросы. После ответа игрок находит нужный гриб и прикрепляет его на грань куба.

- Как называется гриб, который растет под березой? Почему его так называли?

- Как называется гриб, который растет под осиной? Почему его так называли?

- Как называется гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору?

- Как называются грибы с рыжими шляпками?

- Как называются грибы, которые растут дружной семейкой на пеньках?

- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой?

- Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?

 

  1. Дидактическая игра «Безопасное поведение у водоемов»

Цель: закрепление правил безопасного поведения у воды, формирование представлений об опасных ситуациях, которые могут произойти с ребятами вблизи водоема, воспитание чувства осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.

Дидактический материал: карточки с опасными ситуациями на воде.

Ход игры:

Воспитатель читает стихи, а дети выбирают соответствующую карточку, иллюстрирующую данную ситуацию на воде. Под руководством воспитателя игроки формулируют правило безопасного поведения вблизи водоема.

 

  1. И большим, и детям хочется сказать:

В незнакомом месте вам нельзя нырять

Может очень мелкой речка оказаться…

А в песок опасно головой втыкаться!

Сучья, камни, стекла спрятались на дне –

Их заметить сложно в водной глубине…

 

  1. Если развлекаться будешь на воде,

Проследи, чтоб шутка не вела к беде…

Не топи другого – может оказаться,

Что воды случиться, другу наглотаться,

И игра такая грустно завершиться …

Мы вам не желаем в речке утопиться!

 

  1. Может вдруг порваться круг или матрас…

Кто спасти успеет из пучины вас?

И перевернуться на волнах легко…

Так что не советуем плавать далеко!

 

  1. На высоком берегу,

Дети не играйте!

Из-под ног уйти земля

Может, так и знайте!

И с обрыва прямо вниз

В воду полетите…

И останется кричать:

«Люди, помогите!»

 

  1. Дидактическая игра «Правила поведения в быту»   

Цель: формирование представлений об опасных ситуациях в быту, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Дидактический материал: карточки с изображением опасных ситуаций в быту.

Ход игры:

Игроки по очереди выбирают и рассматривают иллюстрации, рассказывают об опасной ситуации, изображенной на картинке, о последствиях этой ситуации, озвучивают правило безопасности, соответствующее данной ситуации.

Вариант 1.

Цель: дать детям практические навыки и умения по оказанию первой помощи в бытовых опасных ситуациях.

Для игры понадобится набор материалов для первой помощи (бинт, йод, зеленка, лейкопластырь).

Воспитатель по очереди выбирает с детьми иллюстрацию. Игроки рассказывают о последствиях опасной ситуации. По каждой ситуации отрабатывают последовательность оказание первой помощи.

Вариант 2.

Игроки делятся на 2 команды. Воспитатель выбирает иллюстрацию. Члены команд обсуждают выходы из изображенной на картинке ситуации. Одна команда озвучивает выход, опасный для здоровья, другая – безопасный.

 

  1. Экологическая игра «Правила поведения в лесу»                    

Цель: закрепление правил поведения в природе, представлений о том, что природа – наш общий дом, формирование способности самостоятельно составлять правила поведения человека в природе, желания оберегать и охранять природу.

Дидактический материал: знаки с ситуациями поведения в природе, фишки.

Ход игры:

Игроки сидят за столом. Воспитатель выкладывает карточки, на которых изображены знаки с ситуациями поведения в природе. Задача игрока – рассказать о последствиях неправильного поведения, обосновать свой ответ. За правильный ответ – фишка. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек.

Вариант 1.

Воспитатель читает стихотворения о правилах поведения в природе, а игроки по очереди выбирают знак, соответствующий ситуации, о которой говорится в данном стихотворении. Далее игроки высказываются о последствиях неправильного поведения в природе.

1) Весь мусор положи в пакет и забери с собою –

Ведь за тебя его никто не уберёт.

Не разбивай бутылки под ногою –

Поранятся и люди, и лесной народ.

А если вдруг осталась пища от обеда –

Ты аккуратно всю сложи под куст.

И житель леса, плотно пообедав,

К тебе исполнен будет светлых чувств.

 

2) Не разводи костёр ты, где попало.

А то погибнет лес – и всё пропало.

Ты лучше разожги его на месте старом,

Где кто-то разводил уже огонь.

Чтобы пикник не кончился пожаром –

Подальше от деревьев отдых свой устрой.

 

3) Ты комаров не проклинай, ругая белый свет, -

В лесу животных бесполезных нет.

Без них нарушится баланс –

Природа знает лучше нас.

Не обижай, кого увидеть привелось,

И помни, что в лесу ты – гость.

4) «Здесь был Вася», «Тут ел Вадик» -

Захотелось след оставить?

За окном уж XXI-ый век,

Ты же не пещерный человек?

 

5) Ты цветок прекрасный увидал

И его немедленно сорвал.

Не прошел и день, а он завял.

Щелкнуть лучше бы его на память

И в лесу, чтоб любовались все, оставить.

Вариант 2.

Памятка «Правила поведения в природе».

Игроки выбирают знак, формулируют правило безопасного поведения и прикрепляют на грань куба. Воспитатель подводит итог:

Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика —

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята,

Природу охранять!

О ней ни на минуту

Не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

   

10. Дидактическая игра «Правила личной безопасности»                           

Цель: закрепление правил безопасного поведения в окружающем.

Дидактический материал: карточки с иллюстрациями к правилам личной безопасности.

Ход игры:

Воспитатель читает стихи по правилам личной безопасности. Задача игроков – выбрать карточку с нужным правилом, объяснить свой выбор, рассказать о последствиях неправильного поведения. Карточка помещается на грань куба.

1. Если вы вдруг увидали

Незнакомый вам предмет,

Если близко подбежали,

Отойдите, мой совет.

Это может быть взрывчатка,

Даже бомба может быть,

В сто два скорее позвонить!

 

2. Незнакомец к вам подходит,

Тихо разговор заводит,

Всем конфеты раздаёт

И с собой идти зовёт.

Вы ему не верьте, дети,

Люди всякие на свете,

Маму громко позовите

И вперёд быстрей бегите!

 

3. Стройку с детскою площадкой

Вы не путайте, ребятки.

Это место не из сказки,

Там и дяди носят каски.

 

4. Незнакомую зверушку,

Не считай своей игрушкой -

Вдруг она не струсит

И тебя укусит.

 

5. На перила и окошки

Забираться можно кошкам,

А обычным ребятишкам

Так шалить опасно слишком,

Ведь, упавши с высоты,

И разбиться можешь ты.

 

6. Если подо льдом вода,

Не ходи играть туда.

Вдруг окажется непрочным,

И тогда утонешь точно!

 

 

 

Новые подходы к физическому воспитанию

и оздоровлению

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании.

Здоровье подрастающего поколения – общемировая проблема ХХI века. Одним из примеров важности этой проблемы являются данные о влиянии ухудшения экологической ситуации в мире, что привело к тому, что 25% заболеваний и 23% смертей в мире вызваны воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, что явилось причиной каждого третьего заболевания детей младше 5 лет. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. Испокон веков наши предки уделяли постоянное внимание физическому воспитанию.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда является приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. Важность этого направления обусловлена тем, что до сих пор ещё не преодолены неблагоприятные тенденции к снижению уровня здоровья среди детей. Медиками и педагогами продолжаются поиски путей повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ.

Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:

  1. Систематизация медицинских, оздоровительных технологий, применяемых в современных ДОУ. В настоящее время в ДОУ используются     оздоровительные  технологии, одни из которых являются традиционными, другие – инновационными.  
  2.  Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности является индивидуализация оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка.
  3. Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.
  4. Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов

Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети.

Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий. В качестве инновации чаще всего рассматривается любое новшество, вводимое в систему традиционного образования. Особого внимания заслуживают инновации в области физического воспитания дошкольников, которые при множестве положительных сторон, в частности повышения творческой роли педагога в образовательном процессе, нередко имеют определенные издержки. Так, существенная доля инновационных разработок последних лет основывается на идее интеграции физического и умственного воспитания дошкольников. В практике традиционного образования это направление реализовывалось в различных формах физкультурной деятельности с целью поддержания умственной работоспособности детей в процессе занятий (физкультминутки, динамические паузы).

В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны, в первую очередь, способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе  взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

    Цель здоровьесберегающих  технологий, обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и стимулирования здоровья; технологии обучения ЗОЖ, коррекционные технологии. Необходимо создавать педагогические условия здоровьесберегающего  процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:  организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение  образовательного процесса в виде модели культуры; организация  культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей  оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.  Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с  участием медицинских работников. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа  жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

В УДО  уделяется особое внимание  обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа  жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для  создания среды здоровьесберегающего процесса.

Для психического здоровья детей необходима  сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и  жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы  подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать  свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на  расслабление определенных частей тела и всего организма – релаксацию.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно -оздоровительной работы с использованием звукопроизношения на выдохе. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Примеры игр:

Упражнение «Воздушный шарик». Пусть ребёнок ляжет на спину на коврик и положит руки на живот. Он должен вообразить, что у него вместо живота воздушный шар. Этот шарик-животик нужно медленно надувать на вдохе (через нос), задерживать на мгновение дыхание, и потом сдувать, медленно выдыхая воздух через рот. Для образности можно положить на живот ребёнка небольшую мягкую игрушку и понаблюдать, как она поднимается и опускается.

Упражнение «Розочка и одуванчик». Исходное положение — стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Примеры игр:

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)

Корригирующая ортопедическая гимнастика используется для профилактики плоскостопия с использованием массажных дорожек, прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет  мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом. Примеры игр:

"Зебра"

Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).

"Цветочная поляна"

На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки отсчет и т.д.).

"Извилистая дорожка"

На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами,  важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог « взрослой жизни» , не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести  здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать  это правильно.

Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.  А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Также большую пользу приносит Самомассаж.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком в игровой форме. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних  органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому  укреплению человека, но и оздоровлению его психики.

Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в  различной обстановке и в любое время.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями. Пример игры:

«Лягушата»

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

Также используются и другие здоровьесберегающие технологии которые принося огромную пользу для здоровья ребенка: ритмопластика, различные корригирующие гимнастики, гимнастика для глаз и т.д.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая инновационная здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если  она не реализуется в содружестве с семьёй. Необходимо повышать  психолого- педагогическую компетентность родителей, в том числе в  вопросах укрепления здоровья детей, включать их в процесс активного  взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи. В нашем саду используются  разнообразные формы работы. Наглядные стенды знакомят родителей с  жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными  физиологическими особенностями детей, проводятся индивидуальные консультации, спортивные праздники совместно с родителями.  Проводимая  физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к  совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего  пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий  повышает результативность воспитательно- образовательного процесса,  формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные  на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую  мотивацию на здоровый образ жизни.

Таким образом, инновационные здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

 

БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

      

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворя­ется жажда действия; предоставляется обильная пища для ра­боты ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справед­ливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ре­бенка   в   будущем.

История белорусских народных игр органически связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями и обычаями. 
Известно более 400 белорусских народных игр. В своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. 
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Часто они сопровождались присловьями, прибаутками, напевками, речевками. Сейчас многие не знают, что из себя представляет культура нашей страны, а ведь это наша история, наше прошлое, наши предки и всё потому, что не владеют информацией о том, где можно заниматься народным творчеством.
Среди народных игр можно выделить; подвижные игры, музыкальные, обрядовые, игры-хороводы и другие.

ГУЛЬНІ-КАРАГОДЫ

Бярозка

Задача: практыкаваць у хадзьбе па кругу, узгадняючы рух са словамі песні. Фарміраваць пачуццё калектывізму.

Aпicaннe гульні: з ліку тых, хто гуляе, выбіраецца дзяўчынка-бярозка. Дзеці ходзяць па кругу, паклаўшы хустачкi на плячо, i спяваюць.
Бярозка белая, 
Макаўка зялёная, 
Летам махнаценькая, 
3імой сучкаваценькая,
Дзе яна стащь, 
Там i шуміць.
Дзяўчынка-бярозка, што стаіць у крузе, пад песню забірае ў тых, хто гуляе, хустачкі, паднімае ix над галавой, і, калі заспяваюць:
Бярозка зялёненькая,
Вясной вясёленькая, 
Сярод поля стаіць,
Лicточкамі шуміць,
Грыміць, гудзщь, 
Залатым вяночкам звініць,—
бярозка iмiтye шум лістоў, рух галінак,— яна шамаціць сукенкай, махае над галавой хустачкамі. Пад прыгаворку: «А восенню кapaнi у бярозкі засынаюць, лісточкі ападаюць!»— дзяучынка-бярозка абыходзіць карагод i кожнаму на плячо кладзе яго хустачку.

Правілы гульні: хустачкі у тых, хто гуляе, павінны ляжаць свабодна, каб дзяўчынка-бярозка змагла легка ix узяць.

-----------------------------------------------------------

Лянок

Задача: практыкаваць ва уменні ўзгадняць pyxi ca словамi пecнi. Выхоўваць пачуццё калектывізму, цікавасць да народнага фальклору.

Aпicaннe гульні: з ліку тых, хто прымае удзел у гульні, выбіраецца «бабуля». Астатнія становяцца ў круг. Яны пытаюцца:
— Што ты, бабуля, нам прасці дасі? Бабуля выходзіць у цэнтр круга i адказвае:
— Старым бабулькам воўны пасмачку, А прыгожым маладзічкам белы лянок!
Пасля гэтага дзеці разам з бабуляй пачынаюць спяваць, паказваючы pyxaмi дзеянні, пра якія гаворыцца ў пecнi:
А мы сеялі, сеялі лянок, 
Белы, слаўны кужалёк! 
Урадзіся, наш лянок!
Урадзіся, кужалёк.
Мы лянок ipвaлi, ж а л i, 
Абразалі, у полі слалі, 
У снапочкі 3бipалi.
Урадзіся лянок 
Белы, слаўны кужалёк.

Правілы гульні: дзеці павінны дакладна выконваць дзеянні, якія паказвае «бабуля».

----------------------------------------------------------

Пляцень

Задача: удасканальваць навыкі хадзьбы i бегу у калоне, мяняючы тэмп i напрамак. Развіваць пачуццё сяброўства.
Aпicaннe гульні: дзеці становяцца адзін за адным у рад. На увесь рад расцягваецца вяроўка, якую кожны трымае ў руцэ. Усе ідуць адзін за адным i спяваюць:
Кругом бярозанькі ідзём, 
Каля яе ўсе плятнём. 
Плець-плець пляцёна 
Кругом ствала абвядзёна.
Уецца пляцень, пляцецца 
У поле, у лес валачэцца. 
Расплятайся, пляцень, распляціся, 
Залаты вузельчык развяжыся.
Вядучы заблытвае карагод, пакуль не "запляце” пляцень. Расплятаюць пляцень пад прыгаворку:
Сто дашкалят 
Усе у адзін рад, 
Разам звязаны стаяць.
Пляцень, расплятайся, 
На. бярозаньку завівайся.
Вядучы бягом вядзе за сабой дзяцей, пры гэтым ён пятляе, робіць крутыя павароты, i той, хто не устаіць на нагах i ўпадзе, выбывае з гульні.

Правілы гульні: на працягу ўсёй гульні дзеці павінны моцна трымацца за вяроўку. Калі хто-небудзь з дзяцей паваліўся, усе ўдзельнікі гульні спыняюцца.

Грушка

Задача: удасканальваць навыкі бегу з выкрутамі, уменне хутка арыентавацца ў навакольным.

Aпicaннe гульні: дзеці ўтвараюць круг, у сярэдзіне якога знаходзіцца дзяучынка ці хлопчык. Гэта i ёсць «груш¬ка». Дзеці ідуць у карагодзе вакол гpyшкi i спяваюць:
Мы пасадзім грушку 
Усе, усе,
Няхай наша грушка 
Расце, расце. 
Вырасці ты, грушка, 
Вось такой вышыні, 
Распусціся, грушка, 
Вось такой шырыні.
Расці, расці, грушка,
Ды у добры час. 
Патанцуй,- Марылька, 
Паскачы для нас. 
А ужо наша грушка
Распусцілася, 
А наша Марылька 
Зажурылася.
А мы тую грушку 
Весяліць будзем.
I з нашай Марылькай 
Скакаць будзем.
На словы «I з нашай Марылькай скакаць будзем» дзеці падыходзяць да грушкі i выконваюць разам з ей танцавальныя pyxi.

Правілы гульні: дзеці павінны выконваць танцавальныя pyxi, узгадняючы ix ca словамі песні.

-----------------------------------------------------------

Вузельчык

Задача: развіваць узгодненасць рухаў. Выхоўваць па¬чуццё калектывізму, цікавасць да народнага фальклору.

Апісанне гульні: два ўдзeльнiкi гульні трымаюць у ру¬ках паясы, утвараючы вароты ў выглядзе вялiкaгa іголкавага вушка. Астатнія ўдзельнікі становяцца ў рад, бяруцца за pyкi i, рухаючыся ўздоуж пляцоўкі, спяваюць:
Іголка — шнырала, 
Увесь свет прыбрала,
Прыбрала, абшыла,
Сама голая хадзіла.
Тонкая ды долгая, 
Аднавухая ды вострая. 
А я тычу — натычу: 
Носік стальны
Хвосцік ільняны!
Дзеці праходзяць у вароты, iмiтyючы нiткy, якую. зацягваюць у iгoлкy. Апошні ў радзе «зацягвае вузельчык»— паясамі скручвае дзяцей, якія ўтвараюць вароты, i вядзе ix за сабой, прыгаворваючы:
Хивсцік ніцяны
Цягну зa сабой.
Праз палаьнo ён праходзщь,
Канец сабе находзіць...
Правілы гульні: дзеці, якія утвараюць вароты, павінны стаяць адзш адзін каля аднаго на адлегласці нацягнутага паміж iмi пояса (1 м); aпoшнi ў радзе ігрок які зацягнуў вузельчык, не павінен хутка рухацца, каб не паваліць «зацягнутых» паясамі дзяцей.

------------------------------------------------------------

А мы проса сеялі

Задача: удасканальваць навыкі перамяшчэння шарэнгай: выхоўваць пачуццё калектывізму, сяброўскія адносіны дзяцей паміж сабой.

Апісанне гульні: дзеці, узяушыся за pyкi, стаяць дзвюма шарэнгамі, тварам адзін да аднаго. У адной шарэнзе хлопчыкі, у другой —дзяучынкі.
Хлопчыкі шарэнгай падыходзяць да дзяўчынак i спяваюць:
— А мы проса сеялі, сеялі! (ідуць на сваё месца.)
Дзяучынкі паўтараюць гэтыя ж pyxi i таксама спяваюць:
— А мы проса вытапчам, вытапчам, вытапчам!
— Ды чым жа вам вытаптаць, вытаптаць, вытаптаць? (Ідуць i спяваюць хлопчыкі.)
— А мы коней выпусцім, выпусцім, выпусцім! (Ідуць i спяваюць дзяўчынкі.)
— А мы коней пераймём, пераймём, пераймём! (Ідуць i спяваюць хлопчыкі.)
— Ды чым жа вам пераняць, пераняць, пераняць? (Ідуць i спяваюць дзяучынкі.)
— А шаўковым повадам, повадам, повадам! (Ідуць хлопчыкі.)
— А мы коней выкупім, выкупім, выкупім! (Ідуць дзяўчынкі.)
— Ды чым жа вам выкупіць, выкупіць, выкупіць? (Ідуць хлопчыкі.)
— А мы дадзім сто рублёў, сто рублёў, сто рублёў! (Ідуць дзяўчынкі)
— Не трэба нам тысячы, тысячы, тысячы. (Ідуць хлопчыкі.)
— А мы дадзім дзеўчыну, дзеўчыну, дзеўчыну. (Ідуць дзяучынкі. Усе вяртаюцца назад. Адна дзяўчынка застаецца.)
— Вось гэта трэба нам, трэба нам, трэба намі (Хлопчыкі падыходзяць да дзяучынкі i становяцца кругам вакол яе.) Дзяўчынка танцуе, а хлопчыкі пляскаюць у далоні.

Правілы гульні: дзеці павінны рухацца роўнай шарэн¬гай; у той час, калі ідуць i спяваюць хлопчыкі, дзяўчынкі стаяць на месцы, i наадварот.

--------------------------------------------------------

Агароднік

Задача: удасканальваць навыкі хадзьбы па кругу, бег, змяняючы тэмп i напрамак. Развіваць увагу.

Aпicaннe гульні: кожны з дзяцей называе сябе якой-небудзь гароднінай: рэпай, рэдзькай, цыбуляй, морквай, радыскай i г. д. i становіцца у круг. Адзін з дзяцей выбіраецца агароднікам. Ен выходзіць на сярэдзіну круга і стукае палкай аб зямлю. У яго пытаюцца:
— Хто там?
— Агароднік! .
— За чым прыйшоў?
— За рэпай!
Пасля такога адказу ўсе вядуць карагод i спяваюць:
Зверху рэпа зялёная, 
У сярэдзіне тоўстая, 
К канцу вострая.
Хавае хвост пад сябе.
Хто да яе нi падыдзе, 
Усялякі за вixop возьме.
Агароднік павінен адгадаць, хто з дзяцей назваў сябе рэпай. Калі ён адгадае правільна, рэпа ўцякае, інакш агароднік зловіць яе i павядзе ў свой агарод.

Правілы гульні: агароднік не павінен ведаць, якое дзіця названа рэпай, адгадваць дзіця-рэпу ён можа тры разы, калі не адгадае, агародніка мяняюць.

Макі-макавачкі

Задача: пазнаёміць дзяцей з pyxaмi, якія паказваюць працоўную дзейнасць людзей; выхоўваць працавітасць.

Aпicaннe гульні: дзеці становяцца ў круг, па лічылцы выбіраюць гаспадара, які заходзіць у сярэдзіну круга.
Карагод спявае песню:
Ой на гары мак, мак
На даліне так, так. 
Макі-макі, маковачкі!
Залатыя галовачкі!
Праспявалі гэту песню, спыніліся I пытаюцца ў гаспадара: 
- Ці паспеў мак?
Гаспадар робіць выгляд, што арэ зямлю, i адказвае:
— Не паспеў. Толькі зямлю пад мак узорваю.
- Карагод зноу ідзе з песняй:
Ой на гары мак, мак 
На даліне так, так. 
Макі-маковачкі, маковачкі, 
Залатыя галовачкі!
Праспявалі, спыніліся i пытаюцца:
— Цi паспеў мак?
Гаспадар робіць выгляд, што сее мак, i адказвае:
— Толькі сею!
Абышоў яго карагод з песням i пытаецца зноў:
— Hi ўзышоў мак? 
Гаспадар адказвае:
- Толькі што ўзышоў — вось такі!—i паказвае рукой, які вырас мак над зямлёй.
Наступны раз у яго запытваюць:
— Цi зацвіў мак? Гаспадар адказвае:
— Зацвіў,— i, растапырыўшы пальцы, iмiтye iмi кветку маку.
Потым карагод пытаецца:
— Цi адцвіў мак?
Гаспадар паказвае рукамі, як ападаюць пялёстачкі ма¬ку, i адказвае: 
- Адцвіў!
Пасля пecнi — новае пытанне: 
— Цi паспеў мак?
Калі гаспадар скажа: «Паспеў», усе зноў спяваюць песню:
Ой на гары мак, мак
На даліне так, так. 
Макі-макі, маковачкі,
Залатыя галовачкі!
Будзем трэсці мак!
Будзем трэсці так!
Карагод пры гэтых словах падыходзщь да гаспадара, а той iмкнецца выбегчы з круга i ўцячы ад дзяцей. Дзеці яго ловяць.
Правілы гульні: дзіця-гаспадар павінна выбегчы з круга i ўцячы ад дзяцей; калі гэта яму не ўдаецца зрабіць, яно выконвае заданні, якія яму называюць дзеці (паскакаць на адной пазе, прысесці на ей тры разы)

----------------------------------------------------------

Сонца i месяц

Задача: развіваць каардынацыю i ўзгодненасць рухаў, выхоўваць cябpoўcкiя адносіны дзяцей паміж сабой.

Aпicaннe гульні: з ліку тых, хто гуляе, дзеці выбіраюць двух важакоў, якія будуць варотамі. Выбраныя павінны адысці ўбок i ціхенька, каб іншыя ix нe пачулі, згаварыцца, хто будзе сонцам, а хто месяцам. Пасля гэтага сонца i ме¬сяц вяртаюцца на ранейшае месца. Да ix прыходу ўсе ўдзельнікі гульні павінны выстраіцца цугам: першы бярэцца рукамі ў бакі, астатнія кладуць pyкi на плечы iгpaкy, які стаіць спераду яго.
Сонца i месяц бяруцца за рукі i высока паднімаюць ix: атрымліваюцца «жывыя вароты». Дзеці адзін за адным ідуць да варотаў i з песняй праходзяць праз ix:
Горкай, горкай, горачкай 
Ішоў малы Ягорачка, 
Ваўкоў не баяўся, 
Страхаў не пужаўся.
Горкай, горкай, горачкай
Ішоў наш Ягорачка. 
Ішоу ён лугам, 
Вёў дзяцей кругам.
Сонца i месяц прапускаюць ycix дзяцей, а ў апошняга ціхенька пытаюцца:
— Да каго хочаш, да сонца ці да месяца? Дзіця ціха адказвае, да каго яно жадае пайсці. I тады сонца ці месяц скажа:
— Ідзі да мяне,— i aпoшнi ў чарзе стане з боку ад таго, каго ён выбрау. Так дзеці праходзяць з песняй праз ва¬роты многа разоў. 3 кожным разам чарга робіцца ўсё меншай, а ў сонца i месяца вырастаюць «хвасты»— у аднаго карацейшы, у другога даўжэйшы. Iгpaкi стаяць каля сон¬ца i месяца або ў рад, або цугам—адзін за адным. Нарэшце ад доўгай чapгi застаецца адзін iгpoк. Сонца i месяц спыняюць яго i пытаюцца, да каго ён хоча ісці. Гэты апошні iгpoк таксама ідзе або да сонца, або да месяца.
Пасля гэтага пачынаюць падлічваць: да каго перайшло больш ігракоў — да сонца ці да месяца.
Калі ў сонца больш дзяцей, яны ўсе, разам з сонцам, гавораць:
— Сонца грэе, да яго ўсе ідуць, а месяц халодны, да яго iсцi не хочуць.
А калі ў месяца больш дзяцей, то яны гавораць:
— Сонца пячэ i паліць, да яго не хочуць icці. Месяц-ясны, ноччу свеціць, да яго ўсе ідуць!
Пасля гэтага дзеці-сонцы утвараюць вялікі круг i загадваюць заданні дзецям-месяцам, i наадварот.

Правілы гульні: праходзячы праз вароты, дзеці дзеляцца на дзве каманды; у канцы гульні ўсе яны танцуюць разам. 

------------------------------------------------------------

Курнаціна

Задача: развіваць спрыт і дакладнасць рухаў, узгодненасць дзеянняў, увагу.

Aпicaнне гульні: усе, хто гуляе, становяцца ў рад адзін за адным. Той, хто стаіць спераду, лічыцца важаком. Дзеці дробным крокам рухаюцца ўперад i спяваюць:
Вышай, ніжай, Курнаціца,
Набок шапка-вушаціна.
Важак аддае загад: «Шапку набок!»— i ссоувае сваю шапку набок. Дзеці, гледзячы на важака, ссоўваюць свае шапкі набок, а дзяучынкі хусткі. Хто не выканае загад, ці выканае яго не дакладна, плацяць фант важаку. Пасля гэ-тага дзеці рухаюцца далей, а важак аддае новы загад: «Легчы на бок!» «Падняць pyкi угору!». У канцы гульні дзеці выкупліваюць фанты (спяваюць, танцуюць, выконваюць разнастайныя pyxi).

Правілы гульні: Курнаціна павінен загадваць заданні, якія патрабуюць ад дзяцей спрыту, хуткасці, каардынацыі рухаў.

----------------------------------------------------------

Маўчанка


Задача: развіваць уменне валодаць сабой, выхоўваць вытрымку.

Апісанне гульні: дзеці прыгаворваюць:
Пярвенчыкі, чарвенчыкі, 
Зазвінелі бубенчыкі
Па свежай расе, 
Па чужой паласе, 
Там, кубкі, арэшкі, 
Цукеркі, мядок,
— Маучок!
На апошняе слова «Маўчок!» усе павінны замаўчаць. Калі хто-небудзь не вытрымае, засмяецца ці вымавіць хоць слова, ён плаціць «штраф». Напрыклад, яму загадаюць праскакаць на адной назе да адзначанага месца, некалькі разоў прысесці, праспяваць, загадаць yciм загадку.

Правілы гульні: дзеці павінны маўчаць да таго часу, пакуль хто-небудзь не парушыць правілы, але не больш адной мінуты.

-----------------------------------------------------------

Адгадай, чый галасок

Задача: развіваць увагу на слых, памяць.

Aпicaннe гульні: дзеці ўтвараюць круг. Адзін з iгpaкoў становіцца пасярэдзше яго i закрывае вочы. Дзеці гавораць:
Сталі у круг, i — раз! два! тры!
Павярнуліся, сябры!
На апошнія словы ўсе паварочваюцца вакол сябе i спя¬ваюць:
А як скажам — скок, скок, скок...
Словы «скок, скок, скок»— спявае ці гаворыць той, каму загадзя прапанаваў выхавальнік.
Адгадай, чый галасок?
Гэтыя словы спяваюць усе дзеці.
Дзіця, што стаіць у цэнтры з закрытымі вачамі, павінна адгадаць, хто праспяваў словы «скок, скок, скок». Той, каго пазналі, ідзе на сярэдзіну круга. 

Правілы гульні: дзіця не мае права адкрываць вочы да таго часу, пакуль не закончыцца песня. Словы «скок, скок, скок» гаворыць ці спявае iгpок, на якога пакажа выхавальнік.

Заінька

Задача: развіваць увагу, спрыт, каардынацыю рухаў, хуткасць рэакцыі.

Aпicaннe гульні: дзеці бяруцца за pyкi i ўтвараюць круг. У сярэдзіне — 3aiнькa. Усе спяваюць:
Заінька бялюсенькі,
Заінька шарусенькі!
Праскачы ў дзірачку
Ды не пaбi спіначку!
На гэтыя словы зайчык імкнецца выскачыць з круга, але дзеці не пускаюць i хутка прысядаюць, як толькі ён набліжаецца да каго-небудзь з ix.
Пасля гэтага дзещ спяваюць далей:
Заінька, павярніся, 
Шэранькі, павярніся
Tyпнi ножкай, паскачы 
Ды ў далоні запляшчы!
Пры заканчэнні пecнi ўсе павінны запляскаць у далоні. Гэтым момантам карыстаецца зайка: ён хапае каго-небудзь з дзяцей i хутка становіцца на яго месца. Той, хто застаўся без месца, павінен выконваць ролю зaiнькi:

Правілы гульні: пры набліжэнні зaiнькi iгpaкi павінны хутка ўзяцца за рукі, калі яны не паспеюць зрабіць гэтага, той, да каго дакрануўся зайчык, займае яго месца.

------------------------------------------------------------

Іванка

Задачы: развіваць узгодненасць рухаў, выхоўваць пачуццё калектывізму.

Апісанне гульні: з ліку тых, хто гуляе, выбіраюць дзяўчынку Марыльку. Яна з хустачкай у руцэ становщца ў сярэдзшу круга. Дзеці, узяўшыся за рукі, ідуць па кругу i спяваюць:
А дзе той Іванка, (3 разы) 
Што ўстае спазаранку. 
ЁН спрытны, працавіты 
Танцуе, пяе i ў вучобе не адстае.
Іванка, выбежы, свой спрыт накажы.
Дзяучынка Марылька ходзіць па кругу, шукае Іванку. Пасля таго як дзеці закончылі спяваць, яна спыняецца каля хлопчыка i запрашае яго выйсці ў круг. Хлопчык Іванка са словамі «гоп-гоп-гоп» выбягае на сярэдзіну круга прыгаворваючы:
Як тупну нагой, да прытупну другой (тупае нагамі)
Кругом пакружуся (кружыцца)
Усім людзям пакажуся (выконвае танцавальныя pyxi).
Марылька танцуе вакол Іванкі i махае хустачкай. Дзеці дружна пляскаюць у далоні i прыгаворваюць:
Танцуй, танцуй, Іванка, хоць да ранку, 
Толькі Марыльку з сабой забяры.
Іванка бярэ Марыльку за руку, вядзе яе на свае месца ў крузе.
Затым выбіраецца другая дзяўчынка Марылька i гульня працягваецца.

Правілы гульні: дзеці павінны выконваць танцавальныя pyxi, узгадняючы ix са словамі песні.

 

ЦЕЛИ: Познакомить детей с областями и областными городами РБ. Дать понятие о государственных символах нашей республики.

Воспитывать интерес и любовь к родной стране

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ: Белый Аист, поезд с названиями областных городов, учебное пособие «Беларусь – наша Радзіма», магнитофонная запись гимна, карта областей РБ; карандаши; альбомы.

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

-  На земном шаре много разных стран, но одна из них самая родная, любимая – это наша родина  - Беларусь.

-  Что для вас означает слово «Родина»? (ответы детей).

-   Сегодня мы отправимся в путешествие по Беларуси вместе с любимцем белорусов – Белым Аистом. Аист – символ Беларуси. Развернув свои большие крылья- паруса летают аисты над полями и лугами, озерами и реками, над крышами домов нашей Родины. У белорусов есть поверье: тот у кого на крыше поселился аист, - будет счастлив. Сегодня он у нас в гостях и расскажет нам одну легенду.

-          

…Было это давно. Не было тогда ни гадюк, ни жаб, ни ящериц. Однажды Бог дал одному человеку завязанный горшочек: «На, отнеси его и брось в море; только смотри, не развязывай!»

Пришел человек домой, стал собираться в дорогу. А его любопытная жена уговорила его подождать до утра. Муж уснул, а жена развязала горшок и оттуда выскочили всякие гадюки, жабы и ящерицы. Испугалась жена, закричала. Вскочил человек, да босой, в белой сорочке, только накинув на плечи черную свитку, давай собирать эту нечисть. Собирал – не может все собрать. Тогда Бог и говорит: «Вы выпустили гадов, вам их и собирать». Тогда превратил он этих людей в аистов. Ходят они с той поры по болоту босые, с красными ногами, в белых сорочках, черных свитках и собирают всякую нечисть. Они и жить стараются среди людей.

 

-         А сейчас давайте раскрасим аиста у себя на листочках. (Дети выполняют задание)

-         .

-         Путешествие по Беларуси мы начнем со знакомства с главными символами нашей страны: гербом, флагом и гимном. (Учебное пособие «Беларусь – наша Радзіма», стр.4.)

 

ГЕРБ

Первое, на что стоит обратить внимание, это зеленый контур территории РБ, ее изображение на карте; она в лучах восходящего солнца.

Контур страны находится в центре герба, составленного из венка из колосьев, с одной стороны с клевером, с другой – с голубым льном.

Венок – символ памяти и связи людей с их предками. То, что он составлен из колосков жита, имеет священный смысл – всегда верили, что пучок или сноп хлебных колосков – обращение к богу с просьбой о хорошем урожае. В давние времена первый сжатый сноп ставили в красный угол избы – считалось, что он отгоняет злые силы. Клевер – символ связи человека с животным миром, для которых он лучший корм.

Старые люди считали, что человек часть природы, он может обеспечить себе процветание только при хорошем отношении к животному миру.

Лён – это шерсть севера, из него шьют одежду, из льна получается крепкая и красивая ткань.

Ниже на гербе земной шар с лучами восходящего солнца. Земля с солнцем – главный знак жизни; РБ готова дружить, общаться со всеми странами земного шара.

Сверху герба – пятиконечная звезда, она является символом человека и человечества, знак мужества. Герб обвит красно-зеленой лентой с надписью «РБ».

-Видите, как можно много узнать о нашей республике, рассматривая герб.

 

 

ФЛАГ

Теперь давайте рассмотрим флаг. Какого он цвета? (Дети отвечают).

 

Каждый цвет на флаге имеет свое значение. Красный цвет – цвет крови, символ борьбы за мир, справедливость, братство. Зеленый цвет – цвет природы. Человек не может существовать без природы – это и поля, и леса, и мхи, и травы.

Еще конечно вы видите, что на флаге есть орнамент, то есть узор. Через узоры, орнаменты люди в давние времена общались со сверхъестественными силами: люди просили хорошей погоды, богатого урожая. Орнаментом украшали одежду, дома, оружие, предметы быта и т.д. Сейчас орнамент – символ трудолюбия.

 

Когда, обычно, развешивают флаги у нас в городах и где вы их видели? (Ответы детей).

Давайте нарисуем флаг на своих рисунках.

 

А теперь вместе с Белым Аистом на паровозе отправимся в путешествие по Беларуси.

 

ГИМН

 

Еще у нашего государства есть главная песня, гимн. Её исполняют во время торжественных событий, демонстраций, митингов. Где ещё вы слышали гимн? (Олимпиады, праздники.) Гимн слушают всегда стоя.

(Слушание гимна в магнитофонной записи)

 

В путешествие по Беларуси мы отправимся на поезде с названием «Беларусь».

(Физкультминутка «Паровоз»)

 

Мы прибыли в центральную область нашей республики – Минскую. Областной город минской области – Минск.

 

 

        МИНСК

 

Минск очень старый город. Существует легенда, что город этот основан каким-то богатырем и чародеем по имени Менеск, который пришел сюда из Польши. Менеск будто построил на реке Свислочь мельницу на семи колесах и молол хлеб из камней. Так он разбогател и стал устраивать на мельнице пиры с множеством гостей. Он набрал себе войско, ночью ездил по деревням и селам и захватывал их. Местность, где жил чародей и его дружина назвали Менеском или Менском или, как говорим мы , Минском.

Кроме этого, Минск – столица нашей республики. В нем находится наш Белорусский Белый Дом, где заседает наше правительство во главе с президентом А.Г.Лукашенко.

Сейчас давайте откроем учебники на стр.10 и рассмотрим здания, учреждения нашей столицы. На следующей, 11 странице – памятные места Минской области.

Физкультминутка.

 

 

          МОГИЛЕВ

Послушайте легенду об основании Могилева.

Жил на свете добрый молодец Машека. Была у него любимая – Предслава. Однажды сидел он возле её терема и увидел, что она обнимается с другим молодцем. Машека кинулся на молодца и убил его. С горя, что его бросили, Машека ушел в лес, сделал там себе логово и мучил и убивал всех путников, никого не жалел. Однажды его шайка привела к нему двух людей: одним из них была его любимая Предслава. Он не убил её, повел в свое логово и попросил у неё прощения. Она сказала ему, что он убил её брата, но она ему простила. Они легли спать, а Предслава вынула огромный нож и убила Машеку. Машеку похоронили, насыпали высокий курган и назвали его Могилой Льва. Отсюда и пошло название города, который возник на этом месте – Могилев.

(Рассмотрите учебник на стр.20-21.)

 

Сейчас мы сядем в поезд и отправимся дальше.

 

 

 

           ГРОДНО

На берегу реки Городничанки, на мысе, где Городничанка впадает в реку Неман, возник город «Городень» или «Городня».

Сейчас давайте рассмотрим учебник на стр.18-19.

Теперь поезд отправляется в Витебскую северную область республики.

 

 

 

            ВИТЕБСК

Город Витебск получил свое название от реки Витьба, на которой он стоит.

Откройте учебники на стр.14-15.

Следующая наша остановка - Гомельская область.

Физкультминутка.

 

 

               ГОМЕЛЬ

Существует легенда, что там, где сейчас стоит Гомель, посреди реки Сож было намыто много песка. Чтобы плоты и баржи не сели на мель, на берегу возле этого места стоял человек и кричал: «Го! Мель! Го! Мель!» Вот и вышло – Гомель!.

Учебник стр.16-17.

 

 

           БРЕСТ

Объехав всю нашу страну, мы вернулись в свою область.

В какой области мы живем? (Ответ детей)

Какой город является областным центром в нашей области?

Брест называют воротами страны. Разросся он на месте поселения Берестье.

Откройте учебник на стр.12-13. Рассмотрите.

 

Какие еще города в нашей области вы знаете.

На этом наше путешествие по областям заканчивается. Сколько областей в нашей республике, посчитайте? Назовите их и покажите.

Чтобы вы запомнили названия белорусских городов, мы поиграем в белорусскую народную игру «У сяло».

Узельнікі гульні выбіраюць гаспадара і чорта. Чорт ідзе ў бок залы, а гаспадар дае дзецям карткі з назвамі сёл, гараоў, населеных пунктаў. Падыходзіць чорт.

-Бум-бум!

-Хто ідзе?

-Сам чорт!

-За чым?

-За сялом!

-За якім?

-За такім і такім!

Называе пэўную назву. Калі сярод ігракоў ёсць з такой назвай, ён заменяе чорта, а чорт ідзе на яго месца. Калі ж чорт не адгадвае, ён выходзіць з гульні. Гульневае дзеянне паўтараецца некалькі разоў.

 

 

 

 


           

 

ГУО "Ясли-сад № 78 г. Минска".   Адрес: 220077, г. Минск, проезд Ташкентский, 6А.   

ТЕЛ.378-39-10; 361-13-37   ЭЛ. ПОЧТА: ddu78@minsk.edu.by.   

Свидетельство № 191130759. ЦБУ 511 ОАО "Беларусбанк", РС: BY43AKBB36320007701925200000, ЛС: 10780001

Flag Counter